Часть пятая.

Возраст 3-12 месяцев

Играем с картинками

Всем известно, что малыши любят рассматривать картинки. Это не только интересно, но и полезно.

Разговаривайте с малышом обо всем, что вы видите дома и на улице. Говорите четко и внятно, так, как если бы вы объясняли что-то иностранцу, с трудом понимающему русский язык.

Показывайте ребенку разные картинки. Можно рассматривать книжки, можно вешать различные изображения на стены (размер настенной картинки примерно такой же, как у листа формата А4). Дать ребенку в руки вырезанную из журнала картинку — то же самое, что выбросить. Есть несколько способов сделать картинки более долговечными:

  • оклейте картинку с обеих сторон широким скотчем или термопленкой для учебников;
  • купите магнитный фотоальбом, в котором фотографии сами прилипают под прозрачной пленкой, разделите его на страницы и вложите картинки с обеих сторон каждого листа;
  • наклейте картинки на стенки плотной картонной коробки, сверху покройте термопленкой или скотчем. Коробку цилиндрической формы, например из-под чипсов или орешков, малыш может еще и весело катать по полу. На такую коробку приклеивайте картинки поперек, чтобы, когда коробка будет катиться, картинки располагались не боком.

Когда ребенок в хорошем настроении, дайте ему несколько одиночных картинок или оклеенную коробку. Время от времени называйте предметы, изображенные на картинках. Показывайте такие же или похожие предметы в доме.

Картинки лучше подбирать простые по содержанию. Это могут быть изображения игрушек, предметов домашнего обихода, собак, кошек, птиц, которых можно встретить на прогулке. Но никак не изображения динозавров, великих писателей или китайских иероглифов.

Возраст 6-10 месяцев

Перетягиваем!

На бортике детской кроватки или ступеньке лесенки на расстоянии 20-30 см друг от друга завяжите в колечки два небольших кусочка атласной ленты (привязывайте их так, чтобы они не сдвигались друг к другу). Через получившиеся колечки продерните еще один кусочек ленты (около 50 см). На краях длинной ленты крепко привяжите по одной игрушке. На глазах у малыша потяните за одну игрушку. Вторая поднимется к бортику кровати. Пусть ребенок тоже пробует тянуть то за одну, то за другую игрушку.

Можно в крышечке пластмассового ведерка проделать дырочки, протянуть через них ленточки, на концах завязать бусинки и малыш будет их тянуть.

Возраст 6-12 месяцев

Самые любимые

На стене в комнате повесьте большие цветные фотографии членов семьи, которых ребенок хорошо знает. Показывайте и называйте ему людей, изображенных на фото.

Когда малыш научится отвечать на вопрос «где?» (показывать пальцем), спросите его, где фотография папы, мамы, бабушки и так далее. Когда он начнет говорить (а ведь это первые слова малыша), спросите его «кто это?», показывая на фото.

Возраст 6-18 месяцев

Знакомимся с домом

Возьмите малыша на руки. Пройдите с ним по квартире. Показывайте и называйте ему предметы, которые вас окружают.

Постепенно начните не просто называть предметы, а давать им характеристики то по цвету, то по размеру, например: холодильник большой, а коробочка с крупой маленькая и так далее. Давая ребенку ощупать предмет или провести по нему ладошкой, называйте тактильные ощущения, которые он получает (ковер — мягкий, пол — твердый, полотенце — пушистое и так далее).

Рассказывайте, что происходит с теми или иными предметами. Например: «Это лампа! Смотри, она горит, а теперь не горит!» (при этом включаете и выключаете лампу). «Дверь открыта, дверь закрыта». «Чайник кипит, выключили чайник» и так далее.

Со временем начните рассказывать ребенку, для чего нужны те или иные предметы: «холодильник, в нем хранятся продукты», «шкаф, там лежит одежда», «ложка, ею едят суп» и так далее.

Возраст 6-12 месяцев

Играем в кубики

Как только малыш научился пользоваться своими ручками, постарайтесь обеспечить ему максимальное количество разнообразных тактильных ощущений — давайте для игр предметы разной формы, разного размера, с разной по структуре поверхностью.

Не забудьте про кубики и другие детали строительного материала. Если вы оставляете ребенка с игрушками один на один, не давайте ему деревянных кубиков с острыми уголками, лучше пользуйтесь пластмассовым набором. Но иногда, под вашим контролем, можно поиграть и с деревянными кубиками. Хорошо, если вам удастся купить набор, в котором часть деталей покрашена в разные цвета, а часть — нет.

Играя с кубиками, называйте малышу детали — кубик, кирпичик, цилиндрик. Не забывайте назвать цвет фигуры. Если есть детали одинаковые по форме, но разные по размеру, покажите ребенку, где маленький кубик или кирпичик, а где большой. Но пока не стоит проверять, как малыш усваивает полученную от вас информацию. Он просто не поймет, что вы от него хотите.

А чтобы у вас в запасе были детали разнообразных форм, размеров и цветов, покупайте не один большой набор, а несколько маленьких, произведенных разными фабриками.

Стройте вместе с малышом дома и башни, ворота, мостики, комментируя свои действия словами: «Беру два кубика, ставлю рядом, сверху кладу кирпичик, на него еще кубик. Получились ворота!» Все ваши постройки малыш, конечно, тут же сломает. Но это же так интересно! Не было ничего, появилось, а потом опять рассыпалось на части. Для малыша это равносильно волшебству.

Дайте малышу пару раз сломать ваши постройки, сооруженные рядом с ним. А затем постройте что-нибудь на некотором расстоянии, тем самым побуждая малыша самостоятельно передвигаться по комнате, — сначала ползать, а потом ходить.

Наблюдая, как вы строите, малыш через некоторое время начнет пытаться ставить кубик на кубик самостоятельно.

Можете поиграть с малышом в кубики, посадив его в высокое креслице. Игра будет предельна просто — вы кладете перед ребенком одну-две детали, называете их. Ребенок берет и сбрасывает все на пол, наблюдая, как кубики летят и падают. Это тоже очень интересная и полезная для ребенка игра. Она развивает ручки малыша и учит его понимать причинно-следственные связи.

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.

Часть четвертая.